Версия для печати

В 2020 году структура грузов, следующих по железной дороге в порты, существенно не изменилась

Дата новости: 27/01/2021

Согласно предварительной отчётности ФГУП «Росморпорт» , грузооборот морских портов России по итогам 2020 года упал на 2,3% по сравнению с 2019-м и составил 820,77 млн тонн, в частности за счёт снижения объёма перевалки наливных грузов. Однако, несмотря на отрицательную динамику «на море», в прошлом году на сети ОАО «РЖД» погрузка в направлении портов выросла почти на 5% к 2019 году (около 332 млн тонн). Это связано в первую очередь с увеличением перевозок на экспорт по железной дороге товаров с высокой добавленной стоимостью в дополнение к традиционным номенклатурам – углю, нефти и минеральным удобрениям.

По мнению всех участников перевозочного процесса, серьёзного изменения структуры грузов, доставляемых в порты по железной дороге, не произошло, несмотря на контейнеризацию некоторых номенклатур, к примеру, продукции лесопромышленного комплекса и зерновых.
По данным ОАО «РЖД», в структуре экспортного грузопотока доля угля составила 50,3%, нефтяных грузов – 22,9%, чёрных металлов – 6,9%, удобрений – 6,2%, зерна – 3,4%.
По словам начальника коммерческого отдела ООО «Универсальный экспедитор» (входит в T.A. Management) Владимира Слюсарева, номенклатура грузов в адрес российских морских портов – это номенклатура российского экспорта, «портфель» которого достаточно чётко сформирован, имеет сырьевой характер и существенно не меняется на протяжении нескольких лет. «А вот объём грузов меняется ежегодно исходя из конъюнктуры тех или иных товарных рынков. За последние годы мы наблюдаем увеличение отгрузки на экспорт товаров с повышенной добавленной стоимостью. Например, в части металлопродукции постепенно увеличивается доля стальной заготовки и катанки (в противовес слябам). Но всё равно их объём пока что несопоставим с объёмами чисто сырьевых грузов», – отметил Владимир Слюсарев.
Он также добавил, что спрос на сырьевые товары цикличен – сейчас на внешнем рынке идёт постепенное увеличение спроса на металлопрокат, наблюдается некоторое снижение на традиционные энергетические носители.
Специалист отдела по работе со СМИ службы корпоративных коммуникаций Октябрьской железной дороги Юлия Минеева сообщила «Гудку», что по итогам 2020 года снижение объёмов перевозок каменного угля и нефтепродуктов на полигоне ОЖД в направлении портов региона удалось компенсировать перевозками железорудного концентрата. В итоге общий грузопоток через припортовые станции региона составил 151,8 млн тонн, что на 0,1% превышает показатели прошлого года.
Хотя в целом структура грузов, доставляемых по железной дороге в порты, аналогична предыдущим годам, в некоторых сегментах произошли изменения. Среди наиболее показательных примеров можно выделить значительный рост перевозки металлургических грузов.
По словам директора Санкт-Петербургского филиала ПАО «Первая грузовая компания» Павла Ситало, в структуре перевозок в порты Северо-Запада парком компании в 2020 году по сравнению с предыдущим годом погрузка чёрных металлов выросла на 12%, до 2,8 млн тонн. «Это связано с тем, что вырос экспорт как российской руды, так и продукции отечественных металлургических предприятий. Данный тренд, полагаю, сохранится и в этом году. В остальном же мы не наблюдаем значительных изменений. Практически на прежнем уровне сохранился объём погрузки всех основных номенклатур грузов», – отметил он.
По данным ГК «Дело», осенью 2020 года на металлы возник ажиотажный спрос, который сохраняется до сих пор, цена на прокат по итогам 2020 года поднялась более чем на 50%.
«Это стало следствием резкого сокращения производства металлов зимой-весной, исчерпания запасов у потребителей летом и стремления нарастить запасы к осени 2020 года. Естественно, такой ажиотаж потянул за собой рост объёмов перевозки данной номенклатуры груза всеми доступными способами», – отметили в пресс-службе «Дела».
Погрузка лесных грузов также показала полождительную, хоть и незначительно, динамику в текущем году. «Тенденция замедления или вообще снижения её потребления и в Европе, и в Китае начала проявляться уже в конце 2019 года, а ситуация 2020 года усилила все негативные моменты, что привело к росту запасов этой продукции, снижению импорта леса и готовых изделий. Однако ситуация с её оборотом начала выправляться летом-осенью», – пояснили в ГК «Дело».
Для железной дороги ситуация, при которой растёт перевозка высокодоходных грузов, является положительной, так как их транспортировка стоит дороже, чем низкодоходных. Однако, по мнению экспертов, в 2021 году кардинальных изменений в структуре грузов, следующих в порты, не ожидается.
«В 2021-м структура грузов будет та же самая – уголь, нефть, минеральные удобрения, немного леса и далее контейнеризируемые грузы. Никаких свежих тенденций нет», – подчеркнул генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.
Владимир Слюсарев добавил, что в конкурентной борьбе участники рынка будут работать над повышением качества своего сервиса, что может способствовать перераспределению части грузопотоков с одного портового терминала на другой, но не более.
Ксения Потаева
Источник: Гудок
Вернуться к списку новостей