Версия для печати

М.Мишустин: Мы принимаем Транспортную стратегию.

Дата новости: 26/11/2021

М.Мишустин: Также сегодня рассмотрим проект новой Транспортной стратегии на ближайшие 15 лет. Он в полной мере учитывает все поставленные Президентом задачи по ускорению социально-экономического развития нашей страны и достижению национальных целей.
Приоритет государства – повышение качества жизни граждан. Для этого будем активно развивать городской и пригородный пассажирский транспорт, чтобы люди как можно меньше времени тратили на дорогу домой или на работу, а поездки были комфортными и безопасными.
У нас очень большая страна, поэтому важно обеспечить высокую связанность и транспортную доступность всей территории страны, в том числе Арктической зоны и Дальнего Востока. Такое поручение дал глава государства. Мы заложили в стратегию соответствующие ориентиры на десятилетний период, чтобы дорога «от двери до двери» между любыми двумя крупными городами не превышала 12 часов. Это также позволит поддержать и внутренний туризм.
Для этого будет сформирована современная опорная транспортная сеть через всю страну, а также – ускоренно обновляться инфраструктура и транспортный парк, прежде всего за счёт отечественных моделей. Будут построены высокоскоростные магистрали для автомобильного и железнодорожного транспорта. Предстоит и масштабное обновление аэродромной инфраструктуры, которое затронет свыше 100 аэропортов. Кроме того, перейдём к более активному использованию внутренних водных путей.
Подробнее о новой Транспортной стратегии доложит Министр транспорта Виталий Геннадьевич Савельев.

В.СавельевУважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Минтрансом России разработан проект Транспортной стратегии до 2030 года с прогнозом до 2035 года. В разработке принимали участие научно-техническое экспертное сообщество, отраслевые ассоциации и объединения. 19 октября на заседании президиума Государственного совета разработанная Минтрансом Транспортная стратегия была одобрена Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным.
Правительству Российской Федерации дано поручение утвердить стратегию в срок до 20 декабря этого года. Ранее, в октябре, стратегия была также рассмотрена и одобрена Правительственной комиссией по транспорту, Комитетом Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, рабочей группой Государственного совета по направлению «Транспорт», а также подготовительным семинаром-совещанием Госсовета 18 октября.
За время разработки Минтрансом России получено свыше 1 тыс. идей и предложений, из которых учтено порядка 700. Хотел бы поблагодарить Андрея Рэмовича Белоусова за поддержку в ходе разработки, за высказанные идеи для включения в текст и общее руководство процессом подготовки и согласования стратегии.
Также хочу поблагодарить Марата Шакирзяновича Хуснуллина за конструктивные предложения, многие из которых нашли отражение в тексте, например, в части развития общественного транспорта и инфраструктуры.
Значительный вклад в разработку стратегии внёс Игорь Евгеньевич Левитин. Мы во многом подхватили и развили идеи, заложенные в предыдущих редакциях стратегии, обеспечив преемственность документов. И конечно, благодарю всех коллег – членов Правительства и их ведомства за направленные предложения и участие в разработке нашей стратегии.
Предпосылками к обновлению Транспортной стратегии стали значительные технологические и макроэкономические изменения, произошедшие в России и в мире. Стратегия учитывает положения указов Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в том числе в части достижения целевых темпов экономического роста.
Разработка стратегии велась параллельно с разработкой инициатив социально-экономического развития. Мы использовали полученные в ходе стратегических сессий опыт и данные при подготовке стратегии и формировании образа будущего транспортной отрасли. В соответствии с Вашими установками, Михаил Владимирович, в основу стратегии лёг принцип клиентоцентричности. Мы поставили в центр внимания наших клиентов – пассажиров и грузовладельцев, третьим выгодоприобретателем стало само государство. Мы учли важнейшие мировые тренды, включая декарбонизацию, зелёный транспорт, переход на новые источники энергии.
В части декарбонизации наши наработки учитывают положения недавно утверждённой Правительством Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, но не противоречат Энергетической стратегии на период до 2035 года.
В стратегии впервые выделен блок по цифровой трансформации в качестве важнейшего инструмента достижения целей. Он включает наши известные инициативы по беспилотному транспорту, проекты-маяки, перевод перевозочных документов в электронный вид, оцифровку инфраструктуры, цифровой профиль пассажира и другие. Цифровизация позволит достичь снижения издержек и роста производительности труда минимум в два раза в транспортной отрасли.
Мы разработали критерии отнесения объектов инфраструктуры к единой опорной транспортной сети на всех видах транспорта для создания мультимодальной синергии.
Целью развития единой опорной транспортной сети является достижение нормативного состояния для 85% сети к 2035 году и устранение узких мест. Сегодня в  сети порядка 62% объектов и сооружений находятся в нормативном состоянии.
Стратегия впервые предполагает региональное измерение. Предполагается, что на уровне субъектов должны быть разработаны региональные стратегические планы, детализирующие положения стратегии.
Кратко остановлюсь на отдельных показателях.
В России высокая неоднородность транспортной мобильности в дальнем сообщении. Более 70% всех поездок приходится на 30% населения, проживающего в 20 крупнейших агломерациях. Всё это негативно влияет на мобильность населения. Планируем добиться роста мобильности на 80% за счёт поддержки со стороны государства, развития низкобюджетных перевозок и иных инструментов.
Благодаря развитию инфраструктуры и сопутствующим мерам мы сможем ускорить перемещение грузов в транспортной системе страны. В рамках стратегии к 2035 году прогнозируется четырёхкратный рост скорости перемещения несырьевых грузов (до 1 тыс. км в сутки) с использованием контейнерных поездов.
Будем наращивать провозные мощности железнодорожной инфраструктуры в восточном направлении (Восточный полигон), Азово-Черноморском и северо-западном. Совокупный прирост составит от 197 млн до 327 млн т в зависимости от экономической конъюнктуры.
У нас есть возможность нарастить транзит всеми видами транспорта до 3,7 млн ДФЭ при условии снятия инфраструктурных ограничений. Вместе с МВД России будем снижать транспортный риск в три раза на горизонте до 2035 года. Это лишь отдельные плановые показатели.
В заключение хочу сказать, что разработка стратегии и анонс планов – это только начало работы. Стратегия задаёт в первую очередь вектор развития, ценностные и технологические ориентиры для отрасли.
Перед нами стоит ряд задач, поставленных Президентом: разработать план реализации стратегии и генеральную схему развития опорной транспортной сети. Для обновления направления развития инфраструктуры мы начали разработку транспортно-экономического баланса. Это большая работа в будущем совместно с Минэкономразвития России, с научными организациями.
Отдельная благодарность Максиму Геннадьевичу Решетникову за участие в работе над стратегией.
Важно, что мы планируем поддерживать наше видение долгосрочного развития отрасли в соответствии с новыми реалиями и тенденциями.
Пандемия коронавируса продемонстрировала, что цепочки поставок и транспортная система должны уметь адаптироваться к меняющейся конъюнктуре рынков. Стратегия будет актуализироваться на регулярной основе.
Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Прошу поддержать и утвердить разработанную Минтрансом Транспортную стратегию до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.
М.Мишустин: Мы принимаем Транспортную стратегию.

Вернуться к списку новостей